Особенности восстановления речи после инсульта в домашних условиях

osobennosti vosstanovleniya rechi posle insulta v domashnih usloviyah Статьи

Нарушения речи (афазия) встречаются у 15–38% перенесших инсульт (1) и различаются по степени тяжести, бывают стойкими или преходящими. Давайте выясним, каких правил следует придерживаться во время реабилитации в домашних условиях, ведь неумение выражать свои мысли и слышать других людей негативно влияет на социальную адаптацию и психическое состояние больного.

Виды афазий

Частичная или полная потеря речевой функции возникает в результате повреждения и гибели клеток головного мозга, отвечающих за восприятие, распознавание и воспроизведение речи. Это в первую очередь нейронные области, которые носят имена двух ученых — Карла Вернике и Поля Брока.

После инсульта проявляется разными видами афазии:

  • Динамический – больной не в состоянии мысленно выразить предложение. Вместо этого он заменяется потоком не связанных между собой слов. Понимание не нарушено. Неспособность говорить расстраивает и демотивирует многих пациентов.
  • Эфферентная моторная афазия (афазия Брока) – неспособность бегло говорить. Этот человек часто застревает на одном предложении, не может произносить отдельные звуки, растягивается произношение отдельных слов. Предложения очень простые, они напоминают телеграммы. Способность понимать значение обычно не изменяется.
  • Сенсорная афазия (афазия Вернике) является наиболее тяжелым типом и относится к нарушениям восприятия. Пострадавший человек не идентифицирует звуки как свой родной язык. У него создается впечатление, что все вокруг него вдруг заговорили на иностранном языке. Легкая форма расстройства характеризуется сохранным восприятием простых предложений и непониманием сложных.
  • Нарушения афферентной моторики включают нарушения артикуляции. Больной с трудом контролирует мышцы лица, языка, губ, щек, горла и поэтому неправильно произносит слова. Человек также может перепутать произношение звонких глухих звуков (лоб-лоб) или порядок определенных букв (клан-ланкан).
  • Амнезия — вызывает наименьший дискомфорт. Больной забывает некоторые слова, но способен объяснить их значение. Например, вместо «ложка» написано «столовые приборы, которыми ели суп».

Термин реабилитации

При более легких формах инсульта речь может восстановиться в течение месяца. Более тяжелые формы инвалидности требуют от нескольких месяцев до 2 лет напряженной работы. Исход реабилитации может быть разным. Наиболее трудно поддаются лечению нарушения, вызванные сенсорной афазией.

Лица из (1):

  • незначительное проявление нарушений;
  • высшее образование;
  • небольшая площадь изменения;
  • геморрагический характер инсульта;
  • юный возраст.

Полнота, качество реабилитации также оказывает существенное влияние на исход. Для достижения наилучших результатов начинайте реабилитацию как можно раньше, так как большинство пациентов добиваются максимального прогресса в первые 6 месяцев после инсульта. Поэтому лечение начинают в острой фазе инсульта (первые 2-3 недели после приступа).

Другими параметрами, важными для реабилитации, являются частота и интенсивность упражнений. По оценкам врачей, эти два фактора оказывают гораздо более сильное влияние на прогноз, чем метод логопедической терапии (1).

Как проходит процесс восстановления

Нервные клетки человека не могут воспроизводиться. С другой стороны, остальные живые нейроны могут создавать новые связи и восстанавливать различные функции мозга. Для этого:

  • что участки мозга, прилегающие к очагу некроза, ежедневно работают;
  • улучшить качество кровоснабжения центральной нервной системы;
  • исключить генерацию дополнительных хаотических импульсов, возникающих в мозгу при стрессе.

Мозг можно заставить работать целенаправленно (с помощью логопедических упражнений, лицевой гимнастики) или естественной работы (говорить, слушать, читать, писать). Эта часть работы контролируется специалистом. О восстановлении речи заботится логопед, а пациент обязан выполнять его рекомендации.

Для улучшения кровоснабжения больному назначают препараты, уменьшающие вязкость крови, снижающие артериальное давление, способствующие регенерации нервных клеток.

Задача психолога состоит в том, чтобы научить пациента справляться со стрессом, тревогой и беспокойством. Семья несет ответственность за создание благоприятного психологического климата вокруг больного.

Логопедические занятия

Речевые нарушения корректируются логопедом и афазиологом. Афтасолог обычно посещает пациента через несколько дней после поступления в генеральный департамент. Во время первого визита афисиолог поставляет диагноз нарушения, определяет приоритеты терапии, пытается вступить в контакт с пациентом, принимая простой диалог. Обычно это очень короткое — до 7 минут.

Программа классов адаптирована к типу неврологического дефицита. В случае нарушений артикуляции или проблем с произношением пациенты выполняют упражнения для лица, учатся создавать простые или сложные слоги и собирать слова. Часто людей, которые не могут говорить, просят петь или просто петь слова. Терапия заканчивается определенным массажем, во время которого речевой терапевт со специальным шпателем стимулирует речевые зоны пациента.

Сенсорные расстройства требуют обучения с нуля. Пациент показывает карты с различными объектами, произнося их имена. Задача пациента состоит в том, чтобы повторить их и распознавать, слуха.

По мере улучшения состояния пациента продолжительность терапии увеличивается до 15, а затем на 30-40 минут. Если первоначальный результат хорош, существует прогрессирование от простых до более сложных упражнений. Например, они начинают изучать фразы, детские рифмы, читать, писать простые предложения или делать диктовку с пациентом.

После выписки большинство пациентов продолжают посещать логопед, но на этот раз они запланированы — раз в неделю, несколько недель или один раз в месяц. Во время визита терапевт проверяет текущее состояние функции речи и адаптирует план домашней работы.

Домашняя реабилитация

Основное время лечения определяет логопед. Действительно, выбор упражнений, методов и определение типа афазии требует особых знаний и опыта. Без них легко рассчитать нагрузку и потерять наиболее эффективное время регенерации.

Задачи на реабилитацию дома:

  • Поддержите любимого человека. Во время реабилитации большинство пациентов испытывают эмоциональное снижение. Их низкое настроение углубляет социальную изоляцию, физические страдания, зависимость от других и медленный прогресс. Ваша поддержка и поддержка могут помочь пациенту преодолеть этот трудный период и не сдаваться.
  • Сделайте наборы упражнений, предписанных логопедом. Регулярность, полнота физических упражнений и качество работы являются условием для получения хороших результатов. Напомните своим близким о необходимости упражнений и мотивируйте их выполнять их.
  • Введение, Мониторинг Управления лекарств. Расстройства памяти и концентрация внимания являются наиболее распространенными последствиями инсульта. Многие пациенты забывают принимать лекарства из -за них. Полезно, если кто -то дома может напомнить вам.

Во время независимых упражнений следуйте следующим советам

  • сосредоточиться на задаче;
  • Не позволяйте ничему отвлечь вас во время упражнений. Убедитесь, что у вас есть все, что вам нужно под рукой, включая воду и другие инструменты;
  • Не спешить;
  • Не будь ленивым, но не забудьте сделать перерывы.

При расстройствах речи важно следовать основным правилам:

  • Поговорите с пациентом, даже если он не отреагирует. Этот процесс стимулирует клетки мозга, ответственные за восприятие речи. Это также помогает активировать нейроны, участвующие в его воспроизведении.
  • Не переутомляйте пациента с чрезмерным вниманием и непрерывными тренировками. Даже самые простые действия и упражнения требуют больших усилий. Вот почему важно поддерживать баланс между работой и отдыхом.
  • Поощряйте любимого человека и наслаждайтесь их успехом. Это вдохновит его на работу больше. Никогда не говорите ничего с этим человеком, ему не нужно слышать.
  • Говорите спокойным, дружелюбным тоном, четко и медленно. Если вам нужно повторить это, сделайте это снова.
  • Напомните человеку говорить медленно и как можно более четко. В случае сбоя предложите паузу. Через 2-3 минуты попросите их повторить, что они сказали.
  • Поощряйте пациента петь сложные слова, когда ему трудно произносить их.
  • Избегайте сложных речевых и словарных структур. Держите короткие и краткие предложения.
  • Ожидайте обратную связь. Многие люди, которые прошли инсульт, могут реагировать медленно. Эта пауза может быть до 30 секунд.
  • Сопровождайте свои слова картинками. Укажите на предметы, о которых вы говорите, покажите фотографии событий.
  • Меняйте тему разговора постепенно.
  • Попросите любимого повторить несколько слов, которые вы не понимаете.

Лицевая гимнастика

Лицевая гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на восстановление контроля над мышцами, участвующими в речевом акте. Больной сначала выполняет их с логопедом, а затем дома.


Упражнения, восстанавливающие мимическую мускулатуру.

Логопедические упражнения для восстановления речи могут быть следующими:

  • складывание рта в трубочку, колесо с закрытыми/открытыми зубьями;
  • указывая языком;
  • постукивание, имитирующее звук лошади;
  • имитирующие шипение змеи;
  • практикуйте разные виды улыбок;
  • двигайте губами, имитируя поцелуй;
  • попеременное касание языком тыльной, верхней и нижней поверхностей зубов, различных участков неба, щек;
  • облизывание губ;
  • припухлость щек;
  • произношение отдельных слов.

Лекарственная терапия

Полное восстановление речи возможно без приема специфических лекарственных препаратов, если тяжесть заболевания, степень неврологического дефицита невелика, нет отягощающих патологий (тревожных расстройств, депрессии). У более сложных пациентов врач может назначить:

  • нейропротекторы – улучшают питание, метаболизм нервной ткани;
  • антидепрессанты;
  • снотворное.

Наиболее эффективными нейропротекторными средствами при различных видах афазии являются цераксон и целлекс (1,2).

Информационный портал