СДВГ: что это такое, симптомы и лечение у детей

sdvg chto eto takoe simptomy i lechenie u detej Статьи

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

СДВГ – это состояние, при котором ребенок не может ни на чем сосредоточиться и не может контролировать свою импульсивность и гиперактивность.

СДВГ впервые упоминается в конце 19 века. Следующие группы были классифицированы с 1992 года:

  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
  • СДВГ (без гиперактивности)
  • Гиперактивность (без синдрома дефицита внимания)
  • Смешанный тип (включает дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность)

По статистике гиперактивность является одним из самых распространенных психических расстройств у детей. Им страдают до 7% детей школьного и дошкольного возраста. В России и США заболеваемость этим расстройством выше, чем в других странах, и колеблется в пределах 4-20%. Самый низкий процент детей с симптомами этого психологического расстройства в Великобритании составляет 1-3%.

Мальчики более склонны к развитию СДВГ. У мальчиков часто диагностируют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (без СДВГ).

У девочек часто бывает синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), маленькие девочки живут в мире фантазий.

Ошибочно думать, что сегодня это расстройство более распространено, чем в прошлом. Детям стало легче выявлять симптомы и своевременно принимать необходимые меры предосторожности, поскольку это влияет на их обучение и затрудняет им поиск своего места в обществе.

Симптомы

Первые симптомы видны уже в младенчестве. Однако неопытные родители могут считать само собой разумеющимся, что ребенок много плаксив, непостоянен и еще «висит на руках». Ребёнок очень активен. Движения рук и ног часто хаотичны. С трудом засыпает и время от времени просыпается.

У младенцев могут быть головные боли, о которых родители не знают, потому что они еще не в состоянии их распознать. Есть задержка в речи.

Однако все эти симптомы могут быть вызваны другими факторами, не связанными с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Поэтому СДВГ у младенцев и детей раннего возраста может диагностировать только опытный специалист.

Легче диагностировать СДВГ у детей дошкольного возраста. Симптомы более выражены.

Родители замечают, что ребенок ведет себя иначе, чем сверстники, т.е.

  • Ребенок зацикливается на своих желаниях, требует их немедленного исполнения, становится неуправляемым;
  • неубедителен, капризен и не слушает родителей и воспитателей в детском саду;
  • он чрезмерно общителен: болтает и много шумит;
  • не может играть в тихие игры;
  • легко отвлекается и быстро забывает;
  • не может сосредоточиться даже на простых задачах;
  • У него создается впечатление, что ребенок не обращает внимания на то, что ему говорят;
  • Он нетерпелив;
  • он практически не может усидеть на одном месте, он находится в постоянном движении, как свернувшийся волк: крутится, подгибает ноги, все время пытается куда-то забраться;
  • Имеет проблемы с общением и игрой с другими детьми.

Проблема СДВГ становится особенно острой, когда ваш ребенок идет в школу. Для него усидеть за партой за весь класс — невыполнимая задача. Во время урока он может легко встать и начать двигаться по классу, кричать со своего места, не дожидаясь вопроса учителя, останавливаться.

Гиперактивность ребенка продолжается не более 15 минут, затем он теряет интерес, отвлекается, занимается другими делами, не отвечает учителю. В этот момент ребенок отключается, не слышит учителя, может делать то, о чем потом не вспомнит.

После небольшого перерыва, по мере того, как мозг набирает новую энергию, он снова начинает активно работать.

Чтобы постоянно не засыпать, ребенку необходимо поддерживать активность вестибулярного аппарата – крутить, поворачивать и двигать головой. Снижение физической активности вызывает снижение мозговой активности.

Ребенок склонен к частым перепадам настроения и депрессии. Он часто теряет свои вещи. Испытывает трудности в отношениях со сверстниками. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности обычно считаются отстающими в школе.

Проблемы с концентрацией внимания и организованностью мешают вам добиться выдающихся результатов в спорте. Все это приводит к низкой самооценке.

Причины возникновения

Контроль над мыслями, чувствами и телом осуществляется в мозгу. Мозг вырабатывает физиологически активные вещества (нейротрансмиттеры), с помощью которых к клеткам передаются нервные импульсы.

Мозг посылает и получает сигналы с помощью этих нейротрансмиттеров. Изменения количества этих веществ приводят к развитию СДВГ, который может то усиливаться, то ослабевать.

При СДВГ в мозгу может не хватать нейротрансмиттеров. Это означает, что не все сигналы проходят от мозга к нервным клеткам. По мнению специалистов, это приводит к неспособности контролировать поведение, подавлять импульсы, удерживать внимание.

В зависимости от того, какая часть мозга поражена, у ребенка будет либо гиперактивность, симптомы дефицита внимания, либо повышенная импульсивность. В некоторых случаях это относится к обоим.

СДВГ влияет на следующие области мозга:

  • Кора лобных долей – отвечает за концентрацию, оценку происходящего, планирование и контроль импульсивности.
  • Височные доли – связаны с накоплением опыта и памяти.
  • Основы — отвечают за контроль переключения внимания, адаптацию, эмоции, язык и мышление.
  • Лимбическая система – отвечает за настроение и эмоциональное состояние.
  • Мозжечок – отвечает за координацию движений.

Исходя из индивидуальных обстоятельств каждого случая, подбирается соответствующий подход и наиболее подходящее лечение.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет три основных симптома:

  • Дефицит внимания – это неспособность ребенка концентрировать и удерживать внимание. Не позволяет учащимся сосредоточиться на школьных заданиях, что свидетельствует скорее о невнимательности, чем об отсутствии способностей или логики. Детям дошкольного возраста трудно сохранять интерес к игре. Их внимание привлекает все вокруг, но они не задерживаются надолго, переходя от одного предмета к другому.
  • Гиперактивность – это чрезмерное расслабление и торможение движений, что приводит к быстрой утомляемости. Гиперактивность у детей проявляется неспособностью играть или заниматься неторопливой деятельностью. Гиперактивный ребенок предпочитает подвижные игры, сводящиеся к бегу по кругу. Говорит быстро, много говорит, часто кричит и спорит. Руки в постоянном движении: что-то крутит, крутит, складывает, собирает. Он не мог стоять на месте и переминался с ноги на ногу, готовый бежать в любой момент.

Стоит отметить, что детям с диагнозом гиперактивность необходима внешняя активация. Предоставленные сами себе, они будут вяло крутиться, не находя себе никакого дела, монотонно повторяя занятие. Однако в группе они становятся гиперактивными и инвалидами.

Гиперактивность у детей часто является причиной несчастного случая или травмы.

  • Импульсивность – это неумение контролировать свои желания, что приводит к необдуманным поступкам и частым перепадам настроения. Ребенок прерывает учителей или родителей импульсивным поведением, которое может ранить ребенка или окружающих. Невозможно предугадать, что он «сделает» в следующую минуту, даже он сам этого не знает.

Факторы, вызывающие возникновение СДВГ

Нельзя точно сказать, что вызывает СДВГ. Врачи сходятся во мнении, что возникновению симптомов способствует сочетание факторов:

  • Наследственность. СДВГ может передаваться генетически.

По статистике, у трети отцов, которые в детстве страдали СДВГ, также рождается ребенок, перенимающий его черты. А если этим заболеванием страдают оба родителя, вероятность того, что оно будет диагностировано у ребенка, возрастает.

  • Преждевременные роды. У недоношенных детей чаще развивается SVDH.
  • Кислородная недостаточность у плода. Микротравмы от недостатка кислорода могут вызывать симптомы.
  • Угрожающий выкидыш.
  • Осложнения во время родов, которые могут привести к внутримозговому кровоизлиянию или повреждению спинного мозга плода.
  • Инфекционные заболевания или черепно-мозговая травма у детей.
  • Астма, диабет, проблемы с сердцем и другие факторы, приводящие к нарушению работы мозга.
  • Курение и чрезмерное употребление алкоголя, стрессовое состояние будущей мамы во время беременности.
  • Сложная семейная обстановка. Частые ссоры и крики между родителями могут только ухудшить состояние ребенка.
  • Неадекватное воспитание. Чрезмерная резкость по отношению к ребенку со стороны родителей. Или, наоборот, излишняя вседозволенность.
  • Дефицит витаминов и минералов в рационе.
  • Отравление свинцом или другими токсинами в раннем детстве

Некоторые из этих факторов повышают риск развития у ребенка этого психологического расстройства.

Правильный и своевременный диагноз СДВГ — это важно!

Если вы заметили какие-либо нервные расстройства у своего ребенка, необходимо незамедлительно показать его детскому неврологу.

Любое неподобающее поведение, выходящее за рамки допустимого, может быть не дефектным происхождением или плохим характером, а напрямую связано с дефектом работы мозга.

Для выявления синдрома специалист в первую очередь собирает информацию:

  • проверка, не болел ли кто-либо из родителей ребенка,
  • как протекала беременность матери,
  • Какие болезни перенес ребенок.

Затем врач проводит ряд тестов, чтобы определить уровень невнимательности у маленького пациента. Тест возможен только у детей старше 5 лет.

Точный диагноз можно поставить только благодаря компьютерному тесту, назначенному лечащим врачом юному пациенту. Электроэнцефалограмма выявит изменения в областях головного мозга и определит вектор поражения и на основании этого назначит лечение.

Как правильно вести себя с малышом, у которого установлен диагноз?

  • Потерпи.

Такие дети очень чувствительны к критике. Вы не должны говорить своему ребенку, что он должен и не должен делать. Лучше уделить ему внимание в виде дружеского совета, подсказав, что ему следует делать, или что лучше бы он сделал так, а не иначе.

Например, вместо того, чтобы говорить: «Положи игрушки на место сейчас же», лучше сказать: «Положи игрушки на место, чтобы было больше места для игр». Разделите пространство так, чтобы у всех предметов, будь то игрушки, одежда или школьные принадлежности, было свое место. Таким образом, ваш ребенок с меньшей вероятностью потеряет вещи.

  • Чаще хвалите ребенка.

Похвала от родителей очень много значит для любого ребенка. Слова «Ты умница, и мы тобой гордимся» побуждают ребенка к великим свершениям. У вашего ребенка повышается самооценка и уверенность в себе, а также любовь к другим.

  • Внедрить систему вознаграждений.

Гиперактивные дети склонны привлекать внимание плохим поведением. Им приходится много работать, чтобы привлечь его хорошим поведением. Поощряйте ребенка, когда он делает что-то хорошее: вежлив, делает уроки, не спорит с другими детьми.

Может быть введена система баллов, которые затем можно обменять на призы или другие привилегии (время, проведенное перед телевизором или компьютером, видеоигры, любимое лакомство и т. д.) Это положительно влияет на коррекцию поведения, но не Ребенку важно знать, чего он заслуживает, иначе он потеряет свое очарование и, следовательно, свою полезность.

  • Нельзя оставлять без внимания плохое поведение ребенка.

Игнорируя неадекватное поведение, вы позволяете ребенку думать, что все в порядке, а это приводит к еще худшему поведению. С неадекватным поведением следует немедленно бороться.

Наказание должно быть однозначно справедливым: если вы не выполняете уроки, не играете в видеоигры, плохо себя ведете, не смотрите телевизор, кричите и спорите, не получаете сладостей и т. д. Ваш ребенок должен знать и понимать что он сделал не так и нести ответственность.это ответственность.

  • Не судите строго за ошибки.

Объясните ребенку, почему это вас расстроило, и не используйте такие слова, как «никогда» или «всегда». Старайтесь не спорить с ребенком и тем более не угрожать и не пугать вас наказанием. Не кричите, даже если вам приходится повторять одно и то же снова и снова. Говорите спокойно и вежливо.

  • Сведение запретов к минимуму.

Конечно, ребенок должен знать, что можно делать, а что нельзя. Однако слишком много запретов может вызвать негативную реакцию. Запрещайте только то, что опасно или вредно для ребенка или окружающих.

  • Не позволяйте малышу волноваться без необходимости.

Помогите ребенку успокоиться, если он чем-то расстроен, отвлеките его хорошей игрой. Прочтите любимую книгу. Успокаивающая ванна может быть полезной, так как вода обладает расслабляющими свойствами.

  • Создайте распорядок дня для своего ребенка и научите его следовать ему.

Составьте простые краткие инструкции о том, как выполнять работу по дому, и напомните им о выполнении определенной задачи, если они отвлеклись и забыли. Но делайте это мягко и спокойно.

Выполнение ежедневных обязанностей в определенное время приучит ребенка к порядку и окажет успокаивающее воздействие на его психику. Это поможет им контролировать свое поведение и научит планировать свой день. Эта привычка очень поможет им во взрослой жизни.

  • Проводите больше времени вместе.

Разговаривайте с ребенком на разные темы. Интересуйтесь успеваемостью вашего ребенка в школе и тем, как он общается с друзьями. Слушайте, когда ваш ребенок рассказывает вам о чем-то, что его волнует или впечатляет.

Пусть ваш ребенок знает, что вы заботитесь о том, что волнует его. Веселитесь вместе, гуляйте, читайте книги и даже просто смотрите вместе любимый мультфильм. Ребенку важно знать, что вам интересна его жизнь. Ваши родители рядом с вами, помогают и поддерживают вас.

  • Научите ребенка делать выбор.

Предложите им выбрать одежду, еду или игрушку. Однако, чтобы облегчить ребенку задачу, сузьте выбор до двух. В противном случае это может быть источником беспокойства или перевозбуждения.

  • Избегайте отвлекающих факторов.

Это особенно важно, когда ваш ребенок активен. Чтобы не отвлекаться, выключите телевизор и другие отвлекающие гаджеты, чтобы помочь им сосредоточиться на текущей задаче.

  • Найдите занятие для ребенка.

Для ребенка важно иметь возможность реализовать свои способности в данной деятельности и достичь определенной степени успеха в достижении намеченной цели. Это поможет повысить самооценку вашего ребенка и побудит его развивать социальные навыки.

Можно ли вылечить синдром дефицита внимания и гиперактивности?

При правильном и грамотном подходе можно бороться с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Специалисты считают, что шансы на полное выздоровление невелики, но корректировка поведения и контроль внимания достижимы.

Положительных результатов легче достичь, если начать с молодых. Лечение гиперактивности у детей чаще всего заканчивается в подростковом возрасте.

Комплексное лечение с применением как лекарств, так и психотерапии может принести наилучшие результаты.

  • Среди лекарствоов наиболее часто используются психостимуляторы. Недостатком этих препаратов является их короткая продолжительность действия, поэтому их необходимо принимать каждые 4 часа. Фармацевтика не стоит на месте и на рынке появляются все новые и новые препараты с большей продолжительностью действия.

Только лечащий врач ребенка может назначить соответствующее лекарство с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

  • Синтетические седативные средства следует чередовать с успокаивающими настоями трав. Положительный эффект оказывает чай с мятой, ромашкой и корнем валерианы.
  • Важную роль играет сбалансированное питание, богатое витаминами, микроэлементами и жирными кислотами омега-3.
  • Не следует упускать из виду и немедикаментозный метод, который состоит из комплекса физических упражнений и коррекции поведения:

Упражнения оказывают огромное влияние, особенно на гиперактивных детей, помогая им направить избыточную энергию в нужное русло. Однако важно выбрать правильный вид спорта, так как некоторые виды спорта могут иметь противоположный эффект.

Следует отдать предпочтение плаванию, танцам, фигурному катанию, катанию на роликовых коньках и велоспорту. Однако собственные желания ребенка не следует недооценивать.

  • Важную роль играют регулярные занятия с психологом.Специалист поможет вашему ребенку преодолеть неуверенность.Комплекс специальных упражнений способствует развитию памяти и внимания.
  • В некоторых случаях смена обстановки может иметь положительный эффект, формируя положительные эмоции.

Для каждого случая подбирается индивидуальный метод лечения.Усилия родителей ребенка и лечащего врача должны быть должным образом скоординированы.

Отношение учителей в дневной комнате и учителей в школе также важно.Только объединив усилия всех окружающих ребенка, лечение может принести результат.

Однако во взрослом возрасте все еще сохраняются дефицит внимания и импульсивные расстройства.Как следствие, социальные трудности и низкая самооценка мешают вашей карьере и личной жизни.Эти люди страдают от депрессии и более склонны к наркомании.

Информационный портал